Огород

Что осталось за кадром. Как снимаются телепрограммы о садоводстве?

Что осталось за кадром. Как снимаются телепрограммы о садоводстве? Фото Ольги Вороновой

В программах различных телеканалов масса тематических передач. А среди них особое место занимает дачная направленность: о садоводстве, огородничестве и ландшафтном дизайне. 

Ведь садоводство – это самое популярное хобби в мире, а уж в нашей стране им интересуются не только те, кто имеет дачу, но и те, кто выращивает овощи и цветы на балконе или дома. Эти программы мотивируют, заряжают оптимизмом и помогают практическими советами создать свой сад мечты. А картинка всегда яркая и красивая: мы видим на экране живописные урожайные сады, где пышно цветут цветы, а грядки и теплицы полны красивых, ярких овощей.

Вал и поток

Но как же такие телепрограммы снимаются? Можно сказать, что это соединение искусства и технологий и процесс этот непростой. И сегодня я немного приоткрою закулисье таких съёмок. Садовые программы выходят на различных телеканалах: кабельных, спутниковых и федеральных. Моя садовая рубрика «Удачное настроение» выходит на федеральном телеканале ТВЦ и транслируется каждую неделю. Работа идёт практически «с колёс», так как мы придерживаемся строгой сезонности, и иногда очередной выпуск программы выходит на следующий день после съёмок. Самый большой интервал между съёмками и выходом в эфир – четыре дня. Ведь наши зрители хотят видеть сад в тот же момент, как и у них на даче, и получать полезные советы и подсказки, которые можно реализовать сразу же. Не приживается рассада, заболели плодовые деревья, плохо цветут розы – помощь нужна немедленно! Сейчас, а не через месяц! И мы как раз появляемся с помощью в нужное время.

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

Над каждым выпуском программы работает целая команда. Здесь множество операторов (все они высшей квалификации), монтажёры, звукооператор, осветители, опытный режиссёр. Всего на площадке одновременно находится не менее 15 человек. Ну и я, ведущая, – 16-я. На ­федеральных каналах очень высокие требования к качеству съёмки, к режиссуре, динамике процесса, поэтому, увы, такая программа не может сниматься двумя-тремя операторами с обыкновенными камерами. По совместительству я блогер, но блогерские съёмки по сравнению с ТВ мне кажутся любительскими. На ТВ используется множество оборудования: здесь не только стандартные телевизионные камеры на штативах, но и так называемые стедикам – подвижные камеры, которые операторы носят на рукоятках, а также слайдеры, краны, которые летают над площадкой, а также маленькие камерки GoPro, которые при необходимости могут «нырять» в ведро с водой или в пакет с удобрением и даже лежать в лунке, куда потом высаживается растение. Только так наши зрители смогут увидеть любую садовую работу в самых мельчайших деталях и подробностях. Само собой, всё это высоко­качественое оборудование, дающее прекрасную картинку с высоким разрешением.

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

«А ты точно продюсер?»

Я – ведущая, автор и сценарист «Удачного настроения», и непосредственно ведение программы – это лишь вершина айсберга. Работа над каждой программой начинается приблизительно за 10 дней до съёмки. Сначала нужно определить темы, которые будут важны и актуальны для зрителей. Для этого используются, конечно, свой опыт (у меня и сад, и огород) и опросы телезрителей в соцсетях. Далее – нужно сочинить интересные сценарии на эти темы, а затем утвердить их. Да, в отличие от блогерских сюжетов в соцсетях на федеральном ТВ всё утверждается, и информация проверяется на достоверность. Можно сказать так: никакого хайпа, никаких выдуманных чудо-средств по телевизору не покажут! Ведь нашу программу смотрят миллионы людей.

Программа выходит в формате мастер-классов, и в кадре я никогда не стою – я дейст­вую. В каждом выпуске должна быть решена какая-то садовая проблема или показан полезный лайфхак. Ну а когда сценарии утверждены, под каждый из них нужно обеспечить реквизит, инструменты, определить точки съёмки каждого сюжета, чтобы выставить туда определённое оборудование.

Летом площадкой для «Удачного настроения» является мой собственный сад, в котором есть всё необходимое: огород и плодовый сад, теплицы, выполнен ландшафтный дизайн по моему собственному проекту. Нам нужно освещать любые темы, и поэтому на моих грядках растут практически все известные овощи и плодовые культуры. Есть яблони, груши, сливы, вишни, черешни, рябина гранатная, колонновидные культуры, десертный виноград, малина, ежевика, черноплодная рябина. Есть даже абрикос, но он пока не плодо­носит. Мой сад – съёмочная площадка, а площадка должна всегда быть в идеальном порядке. Поэтому на самом деле подготовка к съёмкам занимает ещё больше времени: нужно навести в саду образцовый порядок, всё выполоть, скосить газон, подвязать растения, всё полить. Да и вообще, нужно, чтобы все овощи и цветы имели идеальный вид. А это значит – постоянный уход весь сезон. Конечно же, мне известны «работающие» средства и приёмы, чтобы содержать сад в порядке, иначе он просто-напросто не подходил бы для съёмок.

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

Без «Оскаров»

Как же происходят сами съёмки? Обычно снимаются три программы в день. Просыпаюсь я рано утром, чтобы разнести все участвующие в съёмке предметы по выбранным точкам. Например, если мы делаем сюжет по гортензиям, точка будет рядом с самой красивой групповой посадкой гортензий, причём за кустарниками должен открываться красивый вид на сад. Чтобы развозить реквизит, я пользуюсь пластмассовой тележкой на колёсах, так как предметов очень много. Далее остаётся ещё немного времени, чтобы перечитать сценарии.

И вот приезжают машины теле­канала! Машины – это легко сказано. На самом деле это огромные грузовики, один из них даже со специальным «лифтом». Примерно полчаса у операторов уходит на то, чтобы разгрузить и собрать всё оборудование. Сначала – на первой точке съёмки. Что интересно, даже летом мы снимаем «днём с огнём», то есть со специальными прожекторами. Причина – солнечные дни. Чтобы на съёмке не было светотеней, и нужна такая подсветка. Это так тяжело для глаз! Но я терплю изо всех сил. Что не сделаешь для красивой картинки! Если же на улице слишком пасмурно – 

то для съёмки темно, и нужна подсветка. И только когда на улице «солнце в дымке» – это удача, можно снимать без подсветки. Операторы настраивают камеры, а я пока ещё раз повторяю сценарии. Они у меня написаны на листах бумаги, и я держу их в карманах. Но для того, чтобы съёмка получилась живой и непринуждённой, нужно, чтобы по сценарию речь велась примерно на 70%. Остальные 30% должны быть импровизацией! По формату наша программа снимается так, как снимают ­кино.

Есть в штате телеканала и гримёр. А вот одеждой я пользуюсь в основном своей, тем более что моя специфика предполагает особую одежду, в которой можно работать в саду. Но она обязательно должна быть яркой и позитивной.

Наконец: «Пошли, полетели, поехали», – командует режиссёр. Но он говорит это не мне, а стедикам, крану и слайдеру. «Мотор!» – и тут вступаю я: «Здравствуйте, с вами «Удачное настроение»!» Вот самое главное – у нас «настроение», а значит, нужно выдать драйв и позитив по максимуму. А удержать это получается не всегда. В таком случае переснимаем фрагмент. И так в течение всего дня: копаю, сею, сажаю, пересаживаю, обрабатываю, делаю фонтан своими руками, рассказываю и показываю новые сорта томатов и т. д. ­Главное – с драйвом!

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

На каждую новую точку нужно перенести необходимое оборудование и отрегулировать его там по-новому. Поэтому на такую пере­становку уходит не менее полу­часа. Если вдруг начался дождь, вся съёмочная группа ­пережидает его под навесом, а значит – перерыв, ждём. Иногда ждать приходится не менее часа.

Солнце ещё высоко

Так пролетает день. Обычно мы заканчиваем, когда начинает «уходить» свет. Это летом-то! Значит, это происходит примерно в 18–19 часов вечера. А «мотор пошёл» у нас в 10. Так что мы отработали не менее 

8 часов. Ещё час уходит у ребят, чтобы собрать оборудование, и полчаса у меня – чтобы растащить реквизит. Сняли! Наконец-то! Умываюсь и с разбегу ныряю в подвесное кресло, где и качаюсь ещё час, отдыхая от процесса. Теперь можно отдохнуть денёк – и снова начинать подготовку к очередной съёмке, которая будет на следующей неделе.

Зимой сад спит под снежным одеялом, но «Удачное настроение» выходит по расписанию. И теперь езжу уже я – на съёмки на «Мосфильм». Огромная студия телеканала оснащена на «Мосфильме» самым «космическим» оборудованием. Все аксессуары и инструмент для съёмок я везу на студию не на тележ­ке, а на авто. А что происходит с растениями? Я привожу и их тоже, поскольку ежегодно устраиваю огород на окне и у меня есть и овощи, и цветы. Вечная тревога – как бы не заморозить растения. Ведь бывает, что приезжаю на студию и в 20 градусов мороза. От авто до студии совсем близко, но и минута имеет значение! Теперь я приспособилась надевать на переноску специальный чехол, а сначала бывало всякое – были и замороженные растения. Ведь их нужно не только привезти на съёмки, а ещё и увезти назад.

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

Ну а ребятам удобно! В студии всё уже расположено так, как надо, и не нужно переустанавливать камеры. Оставляю принадлежности в студии, а сама бегу на грим и переодеваюсь. И снова – «по­ехали, полетели»! В студии я «надеваю звук» (портативную радиопетлю) и радиоухо (оно действительно незаметно вставляется в ухо). Через него я слышу указания режиссёра, который находится в другом помещении. А вот со сценариями всё по-прежнему, специальным экраном-суфлёром я не пользуюсь.

Возвращаюсь со съёмок примерно в 21 час, темно, глубокий вечер! И снова всё повторится: день отдыха, а затем – идеи и сценарии для новых сюжетов. На телевидении нужно быть готовым к постоянной работе – и к самим съёмкам, и к их подготовке, иногда и без выходных, точнее, выходные быть могут, но по индивидуальному графику. Когда «окно» между съёмками – тогда и выходной. Но, с другой стороны, видеть готовую программу – это удовольствие! Всё-таки правильная это цитата: «Из всех искусств, несомненно, важнейшим для нас является кино»!

Фото Ольги Вороновой
Фото Ольги Вороновой

 

Материалы по теме